Здоровый образ жизни основывается на принципах нравственности, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды и позволяет сохранить нравственное, психическое и физическое здоровье.
Сегодня очень актуальны проблемы сохранения здоровья студентов и привития навыков здорового образа жизни. Серьезной проблемой в первом ряду стоят социальные болезни - алкоголизм, наркомания, туберкулез, ВИЧ- инфекции, вредные привычки и вытекающий отсюда нездоровый образ жизни. Среди молодежи наблюдается, несмотря на запрещение законом употребление алкоголя и табака. Состояние современного студенчества в последние годы вызывают крайнюю тревогу за здоровье нации. Успешность усвоения знаний во многом зависит от здоровья студентов.
В настоящее время одной из проблем современного общества является проблема мероприятий, способствующих сохранению и улучшению здоровья населения. Рост воздействия различных физических и социальных факторов, психо - эмоциональных нагрузок, недостаточно высокий уровень жизни приводит к снижению адаптационных возможностей и ухудшению здоровья граждан России.
Студенты входят категорией населения, которая в значительной степени подвержена воздействию целого ряда факторов, негативно влияющих на состояние здоровья. Нерациональное распределение рабочего времени, нерегулярное питание, недостаточная физическая нагрузка, стрессы в процессе учебной и вне учебной деятельности, вредные привычки.
Здоровый образ жизни напрямую зависит от ценностных ориентаций студентов, мировоззрения, социального и духовно-нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными обществом. В процессе накопления личностью социального опыта возможна дисгармония познавательных, психологических,
социально-психологических, функциональных и других процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования негативных качеств личности. Поэтому в вузах необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентации, способную обеспечить устойчивую регуляцию личности, мотивацию её поведения и жизнедеятельности.
Укреплению и сохранению здоровья студентов способствуют активные формы жизнедеятельности, занятия физической культурой и спортом. Эти задачи решаются через посещение занятий физической культурой, участие в различных спортивных мероприятиях, туристических походах и других видах активной деятельности студентов.
Качество подготовки современного медицинского работника зависит не только от знания специальности, но и от его образа жизни и здоровья. Медицинские работники всегда востребованы обществом. Очень важно, чтобы в учреждения здравоохранения приходило духовно-нравственное и физически здоровое поколение специалистов, ведущих здоровый образ жизни и являющихся организаторами здоровьесбережения населения нашей страны.
Поэтому состояние здоровья студентов, обучающихся в государственных образовательных учреждениях медицинского образования, представляет практический интерес для организаторов образовательного процесса.
Для достижения поставленной цели было принято решение проанализировать образ жизни студентов ВГМУ пятого и шестого курсов в июне 2017 года по специально разработанной анкете, включающей в себя вопросы, касающееся не только самооценки состояния здоровья, причин его ухудшения, наличия вредных привычек, качества питания, но и психо- эмоционального состояния, комфортности условий обучения, знакомства с системами оздоровления, удовлетворенности качеством медицинского обслуживания в городе Воронеже.
Для проведения эмпирического исследования был выбран метод
анкетирования, где респондент получает
информацию о цели исследования. Подчеркивается
анонимность проводимого опроса .
В заключении анкеты находится благодарность студентам,
принявшим участие в анкетировании.
А сейчас обратимся к результатам исследования.
Так как стремление к ЗОЖ является престижным направлением среди
молодежи то первый вопрос состоял в следующем :
Рис. 1. Ведете ли Вы здоровый образ жизни
Из анкет видно : 55 % респондентов ответили, что соблюдают
некоторые принципы ЗОЖ, 28 % ответили да и 17% не ведут здоровый образ
жизни. Из этого следует, что большая часть анкетированных
респондентов стараются придерживаться здорового образа жизни и лишь 17 процентам безразлична их жизненная позиция.
Рис. 2. Почему Вы ведете здоровый образ жизни.
На этот вопрос 40 % ответили , что полезно. 51 % , что хотят держать себя в форме, и только 9 % это доставляет удовольствие. Здесь можно отметить большой интерес к своему внешнему виду.
Рис. 3. Выберете факторы, которые влияют на ведение здорового
образа жизни
53 % сослались на нехватку времени, 36% на отсутствие мотивации, 6 % денежные средства, 3 % отсутствие условий и только 2 % на недостаток спортивных площадок.
На 4 вопрос о ЗОЖ респонденты единодушно отметили , что это здоровое питание, занятия спортом, забота о здоровье, отсутствие вредных привычек.
Рис. 5. В следующем вопросе нужно было выбрать пункты, которые отражали содержание выражения «здоровый образ жизни».
Больше всего отметили – отказ от вредных привычек, затем здоровое питание, занятие спортом, соблюдение режима дня, соблюдение правил гигиены и завершил ответ – умеренное употребление алкоголя
Рис. 6. Следующий не менее важный вопрос был заключен в престижности мероприятий для ведения ЗОЖ.
1 место заняло ведение здорового образа жизни
2 место посещение выставок
3 место театры
4 место чтение книг
5 место Квесты
6 место просмотр сериалов
7 место шоппинг
8 место походы в ночные клубы
По результатам, видно, что ЗОЖ является
самой престижной тенденцией. Культурно-нравственная составляющая стоит на первом месте, а квесты, которые сейчас популярны, стоят
только на 5 месте.
Рис. 7. Далее идет вопрос, как часто
студенты посещают врача . Показатели были следющие:
57 % ответили, что посещают врача по надобности
18 % отметили, что посещают врачей ежегодно в рамках
диспансеризации
2 % признались в том, что вообще не ходят ко врачу
4 % бывают у врача 4-5 раза в год
19 % редко посещает врачей
Из результатов можно определить, что пока ничего не беспокоит, студенты время зря не тратят на врачей.
Рис. 8. Считаете ли Вы необходимым придерживаться принципов
здорового образа жизни.
68 % отметили , что это необходимо, 32 % считают , что это важно, но не главное в жизни.
Рис. 9. На вопрос , что мешает вам вести ЗОЖ 49 % ответили недостаток времени, 38 % отсутствие силы воли , упорства и т.д., 11 % материальные трудности и только 2 % отсутствие условий.
Таким образом нехватка времени серьезно влияет на ведение ЗОЖ.
Рис. 10. Далее идет вопрос об отношении молодежи к информации о здоровом
образе жизни.
49 % отметили, что для них эта информация иногда является
полезной
также 49 % считают информацию интересной и полезной
2 % отметили информацию не интересной.
Рис. 11. Следующий вопрос касался питания: «Придерживаетесь ли Вы здорового рациона и режима
питания?»
68 % опрошенных ответили, что иногда соблюдают правильный рацион
13 % соблюдают его постоянно
19 % не соблюдают правильный рацион и режим питания. Значит проблемы со здоровьем могут начаться уже со студенческой скамьи
Рис. 12. 12 вопрос состоял из влияния на здоровый образ жизни следующих критериев
по степени влияния (1 вообще не влияет,
- сильно влияет)
1.Чередование нагрузок и отдыха
2. Соблюдение диет
3. Курение
4. Посещение врача
5. Соблюдение режима дня
6. Ежедневная зарядка
7. Закаливание
8. Переедание
9. Редкое занятие спортом
10. Малоподвижный образ жизни
11. Неправильное питание
12. Употребление алкоголя
13. употребление наркотиков
Все респонденты единодушно отметили пагубное влияние на ЗОЖ употребление наркотиков и алкоголя.
Рис. 13. Важный вопрос касался употребления алкоголя, из которого следовало:
38% респондентов употребляют алкоголь только по праздникам
40 % признались, что редко употребляют алкоголь
12 % опрошенных не употребляют алкоголь
4 % признались, что употребляют алкоголь не менее 2-х раз в неделю.
Рис. 14. Так же в анкету был включен вопрос о курении табака.
90 % человек не имеют пристрастия к сигаретам
6 % респондентов признались, что курят
4 % человек отметили, что курили, но бросили .
Из этого можно заключить следующее, что доминирующая часть респондентов не курят.
Часть бросила, из чего следует, что студенты заботятся о своем
здоровье и внешнем виде. В целом это говорит о здоровье будущих медиков, которым предназначено заботиться о нашем здоровье
Рис.15. Далее был поставлен вопрос: Из каких источников Вы получаете
информацию о здоровом образе жизни?
41 % узнают в интернете
10 % из специальной литературы
45 % на учебных занятиях
4 % это не интересует
На рисунке видно, что две позиции значительно отличаются от
остальных.
Рис. 16. Дальше следует социально- духовный блок, в котором мы видим, что
85 % женского пола
15 % мужчины
Рис. 17. Далее, мы выясняем возраст респондентов:
44 % отметили 21-22года
56 % старше 23 лет
Рис. 18. Работаете ли вы
28 % отметили, что совмещают работу с учебой
72 % не работают, следовательно, свободное время уходит только на
учебу и личную жизнь.
Рис. 19. На каком курсе учитесь
55 % обучаются на 5 курсе университета
45 % респондентов на 6 курсе
Рис.20. Следующий блок относился к духовности. Вопрос состоял в отношении к религии.
83 % отметили как позитивное
17 % как негативное или неопределенное.
Рис. 21. К какой конфессии вы принадлежите
45 % отметили православие
2 % ислам
53 % затруднялись ответить
Рис. 22. Как вы считаете : помогает ли вам в жизни ваша вера
66 % ответили да
2 % нет
32 % затрудняюсь ответить
Из этого можно сделать вывод, что духовная составляющая у студентов в стране, где доминирующей конфессией является православие сильно отличается от желаемого.
В настоящее время в образовательном процессе университета используются здоровьесберегающие технологии, которые позволяют реализовать рациональную организацию учебного процесса, необходимую для предотвращения перегрузки, и обеспечения условий успешного обучения студентов, а также сохранения их здоровья.
Из всего вышесказанного следует, что здоровьесберегающие технологии должны обеспечивать:
1. Мотивацию обучения.
2. Построение обучения в соответствии с закономерностями психо- функций.
3. Обучение с учетом принципов здоровья, пола, целостности и уникальности личности, нравственно-духовных составляющих и др.
4. Обеспечение прочного запоминания.
5. Обеспечение восстановления сил.
6. Успешность обучения.
7. Рациональное расписание учебных занятий.
8. Двигательная активность студентов.
Как известно, недостаток двигательной активности (гиподинамия) - одна из наиболее распространенных причин снижения адаптационных ресурсов организма обучающихся. Профилактика гиподинамии складывается из ежедневной и периодической активности, которая осуществляется, на занятиях по физической культуре и в различных спортивных секциях, в тренажерных залах и т. д.
10. Рациональная организация учебного процесса.
По результатам исследования разработаны здоровьесберегающие, медико-профилактические, организационно-педагогические, физкультурно-оздоровительные мероприятия образовательно-воспитательного процесса на основании анкетирования
состояния здоровья, функционального и физического статуса студентов.
Предложения для включения в план мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов:
1. В образовательный процесс необходимо включать здоровьесберегающие педагогические технологии, обеспечивающие рациональный режим труда и отдыха студентов.
2. Активизировать работу спортивных секций, тренажерного зала, участие студентов в различных соревнованиях.
3. Для нормализации нравственно-психологического климата в коллективе и семье привлекать психологов ( в том числе православных).
4. Проводить информационно-обучающие занятия с привлечением специалистов по профилактике вредных привычек, раскрытию существующих систем оздоровления, закаливания, питания.
5.Необходимо разработать рекомендации студентам для улучшения здоровья в индивидуальном порядке.
Данные исследования являются первоначальным этапом мониторинга состояния здоровья студентов ВГМУ. В дальнейшем планируется на протяжении всего периода обучения провести исследования остальных курсов с целью выявления проблем, связанных со здоровьем студентов и применением здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе